Музей имени
Пушкина празднует столетний юбилей
Музей
изобразительных искусств имени Пушкина готовится отметить 100-летний юбилей.
Одно из самых крупных российских хранилищ произведений мирового и
отечественного искусства было открыто в мае 1912 года по инициативе Ивана
Цветаева. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
является одним из крупнейших в России музеев. История создания Государственного музея
изобразительных искусств имени А.С. Пушкина своими корнями уходит в начало 19
века. Именно в 20-х годах 19 века среди членов кружка княгини З.А. Волконской
родилась идея организовать при Московском университете Эстетический музей.
Воплощению этой идеи в жизнь мешало только одно – отсутствие средств, поэтому
музей так и оставался в умах и сердцах знати еще на протяжении нескольких
десятков лет. В 40-х годах при университете был основан Кабинет Изящных
Искусств. Инициаторами выступили московские профессора и меценаты. Городская
дума выделила для возведения здания музея территорию бывшего Колымажного двора
вблизи Кремля. В массы был брошен клич – пожертвовать кто сколько может на
основание музея, причем принимались не только деньги, но и предметы искусства,
целые коллекции оригиналов и слепков. Государственный
музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина основан 17(29) августа 1898
года. В этот день в Москве близ Храма Христа Спасителя на Волхонке состоялась
закладка нового, созданного на общественные средства, Музея изящных искусств
имени императора Александра III. Спустя
14 лет, в мае 1912 года музей был открыт под звуки торжественной кантаты,
специально написанной к этому событию. Окончательно музей сформировался во
второй половине 1920-1930-х годов, когда в результате перераспределения
музейных фондов страны возникла картинная галерея. Она
объединила работы зарубежных художников из бывшего Румянцевского музея,
собраний С. М. Третьякова, Юсупова, Шуваловых, Г. А. Брокара, Д.И. Щукина и
других коллекционеров. Решающее значение для формирования картинной галереи
имели поступления из Государственного Эрмитажа. Оттуда работы Боттичелли,
Рембрандта, Ван Дейка, Рубенса, Пуссена. В 1932 году Музей изящных искусств был
переименован в Музей изобразительных искусств, а в 1937 году ему было присвоено
им. А. С. Пушкина. Облик картинной галереи музея окончательно определился в
1948 году, когда она пополнилась произведениями художников из собрания бывшего
Музея нового западного искусства в Москве. Это были картины Э. Мане, К. Моне,
Ренуара, Дега, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Марке, Пикассо и других,
купленные в свое время русскими собирателями С. И. Щукиным и И. А. Морозовым. В
рамках картинной галереи сформировалась и значительная коллекция подлинной
западноевропейской скульптуры и прикладного искусства. В Москве расположены более 447 музеев - многие
с мировым именем - посещайте их. Культура каждого человека создается им самим,
не надо отказывать себе- приобщиться к Великому знанию. http://www.moscow.org/moscow_encyclopedia/r7_moscow_museums.htm http://www.travel2moscow.com/what/visit/museums/page2.html Материал подготовили: Л.Л.
Соловьева и Т.А. Еремина
23 апреля - День обмена розами и книгами (Финляндия)
О традиции празднования Дня книги и розыТрадиция Дня книги и
розы, в который мужчина преподносит женщине красную розу, а женщина в ответ
дарит мужчине книгу, уходит корнями в средневековую легенду о небесном
покровителе Каталонии святом Георгии Победоносце. Согласно легенде, рыцарь
святой Георгий сразил дракона, намеревавшегося проглотить прекрасную принцессу.
На том месте, где была пролита кровь дракона, вырос куст огненно-красных роз.
Самую красивую из них герой-победитель
сорвал для спасенной им принцессы. В средние века святой Георгий был объявлен
небесным покровителем Каталонии, память святого постановили праздновать 23
апреля. С тех пор день памяти Георгия Победоносца отмечается не только в
Каталонии, но и повсеместно в Европе. И все-таки, что
связывает розы и книги? Легенда о змее и розе явилась одним из вдохновителей
праздника. Этот обычай имеет, однако, и другой средневековый источник. В той же
Каталонии цветы являлись призом для победителей литературного соревнования,
проводившегося как раз в день памяти святого Георгия. Современный обычай
празднования этого дня восходит к 1926 году. Тогда, по предложению одного
барселонского книготорговца, 23 апреля был объявлен Днем книги и розы.
«Литературная» история, связанная с этим днем, также послужила дополнительным
поводом для установления праздника: 23 апреля 1616 года стал
днем смерти для двух великих классиков мировой литературы –Мигеля Сервантеса де Сааведры и Вильяма
Шекспира. 23 апреля родились также
два других писателя – … Лакснесс и Владимир Набоков. В 1995 году ЮНЕСКО
объявил каталонский День книги и розы Всемирным днем книги и авторских прав. «Книги
достойны своего особого дня в календаре, в который им воздается честь как символам свободы, единства
и мира»,
–
прозвучало в декларации ЮНЕСКО. В Финляндии есть
весенний праздник – День обмена розами и книгами. В этот день все, кто любит
книги и цветы, дарят их друг другу и библиотекам. Этот финский праздник
внезапно был назван символом проекта "Читающий Петербург 2010: выбираем
лучшего зарубежного писателя". В Комитете по культуре
презентацию проекта провели его руководители – сотрудники Центральной
государственной публичной библиотеки (ЦГПБ) им. В.В. Маяковского.
Присутствовали и участники – представители генеральных консульств, зарубежных
культурных центров и институтов 14-ти стран. День книги и розы и
Всемирный день книги не везде празднуется в одно и то же время: многие страны
выбрали наиболее подходящий для этого праздника день в календаре. Так,
например, в Великобритании и Ирландии в 2009 году День книги и розы отмечали 2
марта. Несмотря на календарные расхождения, повсюду, где отмечают этот
праздник, следуют его изначальной идее и принципу, заявленному в
декларации ЮНЕСКО. http://www.finnishclub.ru/2009/04/22/23-aprelya-den-knigi-i-rozy/ http://www.rosbalt.ru/piter/2010/03/03/717583.html Материал подготовили: Л.Л. Соловьева и Т.А, Еремина
25 января - день студентов (Татьянин день)
Светла, легка, красива и горда Всегда идешь по жизни без труда... «С днем Ангела! – твердим мы неустанно, Великий оптимист Татьяна!» 25 января традиционно считается студентов. История этого праздника как студенческого началась в 18 веке, когда (12) 25 января 1755 года, в день великомученицы Татианы, российская императрица Елизавета подписала «Указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий». А текст Указа был написан Иваном Шуваловым — фаворитом императрицы и другом Ломоносова. Под московский университет определили трехэтажное здание на Красной площади у Воскресенских ворот. В конце 1790-х годов было закончено строительство специального здания для университета на Моховой улице, в котором была оборудована и собственная церковь во имя святой мученицы Татианы. Времена изменились, изменились традиции празднования, но не изменилась суть праздника, он остается одним из любимых дней студентов. И Татьянин день — это праздник не только студентов. Это праздник всех тех, кто независимо от национальности и возраста до сих пор чувствует в себе дух студенчества. И давайте под девизом: «Будем веселы в день красавицы Татьяны» весело и шумно отмечать этот праздник.
Поздравляем всех Татьян с днем ангела!
http://www.calend.ru/holidays/0/0/9/7/ http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-studentov/ Материал подготовили: Л.Л. Соловьева и Т.А. Еремина 11 января - Международный день «спасибо» С международным днем спасибо Поздравить мы решили вас, И пожелаем, чтоб спасибо, Вам говорили каждый час. Этот день можно без преувеличения назвать одной из самых «вежливых» дат в году — сегодня отмечается Международный день «спасибо» (International Thank You Day). Все мы прекрасно осознаем значение хороших манер, их необходимость в повседневной жизни, но большую часть благодарностей мы выражаем, как бы невзначай, не задумываясь об их смысле. Однако, слова благодарности обладают магическими свойствами — с их помощью люди дарят радость друг другу, выражают внимание и передают положительные эмоции — то, без чего наша жизнь стала бы скудной и мрачной. Неспроста во многих туристических путеводителях и наставлениях туристам часто указывается: слово «спасибо», произнесенное даже с акцентом на языке страны пребывания, повышает скорость, качество обслуживания и помогает наладить спокойный и приятный отдых. Считается, что русское слово «спасибо» родилось в 16 веке из часто произносимого словосочетания «спаси Бог». Интересно, что и корни английского аналога — Тhank you — также уходят гораздо глубже простой благодарности. Это говорит о том, что и русское «спасибо», и «спасибо», произнесенные практически на всех языках мира, имели и имеют чрезвычайно важное значение для культуры любого народа. Известно, что староверы не используют слово «спасибо», они избегают его в своей речи, поскольку считают, что это слово родилось из словосочетания «спаси Бай». Бай — это имя одного из языческих богов. Психологи уверены, что слова благодарности — это «устные поглаживания», которые способны успокоить и согреть своей теплотой. Главное, чтобы слова благодарности произносились от чистого сердца! Неслучайно издавна в народе существовало очень мудрое поверье — не произноси слова благодарности в состоянии раздражения. Материал подготовили: Л.Л. Соловьева и Т.А. Еремина Наум Грамотник. День Наума. Наумов день. Грамотник. 14 декабря Православная церковь отмечает память пророка Наума — одного из 12 малых пророков. Этот праздник пришёл к нам из глубины веков. По старой русской традиции со дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте, именно в этот день детей отправляли учиться. Служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почётом приглашали в дом учителя. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почётом и ласковым словом. Говорили:«Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», поэтому к учению в народе относились с благоговением, а учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной. Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму: «Батюшка Наум, наведи на ум», а за леность наказывать побоями, мать должна была в это время плакать по своим детям, отправляющимся учиться, иначе "худая молва пойдет", потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Каждое учение начиналось с трёх ударов розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плёткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трёх земных поклонов учителю, и обязаны были слушаться его беспрекословно. На уроках нельзя есть, «а то заешь выученное»; книгу следовало закрывать, «а то все позабудешь». Говорили, что «пророк Наум и худой разум наведет на ум». В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей. День Наума-грамотника раньше считался Днём учителя. Поговорки, приметы: - Во время ученья нельзя есть, а то заешь выученное. - Книгу закрывай, а то все позабудешь. - Наум - от слова ум. - Батюшка Наум, наведи на ум. - Пророк Наум наводит на ум. Материал подготовили: Л . Л.Соловьева и Т.А. Еремина Всемирный день приветствий (World Hello Day) отмечается ежегодно 21 ноября. В 1973 году праздник приветствий придумали два брата-американца Майкл и Брайен Маккомак (Michael and Brian McCormack) в самый разгар холодной войны, в ответ на конфликт между Египтом и Израилем. День был необходим как знак протеста против усиления международной напряженности. «Нужен простой, но эффективный поступок», — решили братья и отправили письма с радушными приветствиями во все концы мира. Они никому не навязывали своих идей борьбы за мир во всем мире. Они лишь просили адресата поприветствовать еще кого-нибудь, еще ну хотя бы человек десять! Эта идея была поддержана в более 180 странах. С тех Всемирный день приветствий отмечают и граждане всех профессий и возрастов, и крупные политические лидеры, и промышленные магнаты, и всемирно известные личности кино и телевидения. Это прекрасный день для дружеских приветствий, радостных эмоций и хорошего настроения. 19 ноября 2011 года 300 лет со дня рождения ЛОМОНОСОВА МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА (1711–1765)
село Денисовка Архангельской губернии, ныне село Ломоносово, - 04(15).04.1765 г., Петербург], первый русский учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель. Родился в семье крестьянина-помора. Стремясь получить образование, в 1730 г. отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 г. в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был направлен в Петербург в Академический университет, а в 1736 г. командирован для продолжения образования в Германию, где учился сначала в Марбургском университете, а затем в университете г. Фрайбурга. По возвращении из-за границы (1742 г.) Ломоносов был назначен адъюнктом Академии наук по физическому классу, а в 1745 г. стал первым русским, избранным на должность профессора (академика). Главным предметом научных работ Ломоносова в течение первых 10 лет были естественные науки, особенно химия, физика, металлургия, физическая география. С 1753 г. и до конца жизни Ломоносов работал в самых различных областях естественных и прикладных наук, занимался наряду с этим литературным творчеством, опубликовал несколько од и трагедий, а также ряд фундаментальных филологических трудов. В 1763 г. Ломоносов стал членом Академии художеств. В последние годы жизни научные работы Ломоносова были высоко оценены за пределами России. Почётный член Шведской (1760 г.) и Болонской (1764 г.) Академий наук. Ломоносов был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний. Видя прогресс общества прежде всего в развитии наук и просвещения, Ломоносов много сил отдал борьбе за расширение Академии наук и улучшение её работы как учебно-научного учреждения. В должности советника канцелярии Академии наук (1757 г.) разработал план реорганизации управления Академии наук и проект её устава. По инициативе Ломоносова и его проекту при содействии И. И. Шувалова в 1755 г. был открыт Московский университет. Преподавание в нём началось на основе трудов Ломоносова по естествознанию, русской грамматике, риторике, поэтике. Ломоносов разработал "Штаты и регламенты" для университета и университетских гимназий. Предложения Ломоносова способствовали организации учебного дела в Академии наук: в университете были учреждены факультеты, назначены профессора, началось систематическое чтение лекций, в гимназиях введена должность инспектора, назначены преподаватели из числа адъюнктов Академии наук. Проведённые по его плану демократические преобразования увеличили втрое число учащихся гимназий за счёт расширения фондов казённого содержания и постройки общежития. "Регламентами" определялись отношение гимназистов к учению, их поведение, внешний вид. Если гимназия была призвана приучать воспитанников "к правильному образу мышления", то главная обязанность гимназистов - "к наукам простирать крайнее прилежание". Основой обучения Ломоносов считал родной язык. В академической гимназии Ломоносов учредил особые классы по изучению русского языка. До Ломоносова учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церковно-славянском языке, либо на латыни. Читать дальше: http://gnpbu.ru/index.php?file=memory2011_lomonosov.htm http://gnpbu.ru/index.php?file=memory_dates_2011.htm http://lomonosov300.ru/ Материал подготовили: Л.Л. Соловьева и Т.А. Еремина
|