Кафедра информатики и ИКТ
Состав кафедры:
Соловьева Людмила Леонидовна
Алексеенко Михаил Викторович
Скоробогатова Татьяна Яковлевна
Шаблина Елена Юрьевна
Развитие информационных технологий
Гимназия № 1597 считает важной специальную подготовку ученика к жизни в современном мире, так как вхождение России в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Новая образовательная парадигма – это своего рода «стратегия образования для будущего» (мнение одного из ведущих специалистов по информационной культуре Н.И. Гендина).
Суть новой парадигмы образования характеризуется следующими факторами:
- смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
- освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;
- дополнение традиционного принципа «формировать профессиональные знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность».
Анализ характеристик, присущих информационному обществу, позволяет выделить проблему специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе.
Одним из индикаторов успешности проекта ИСО (Информатизации системы образования) является его влияние на формирование информационной и коммуникационной компетентности выпускников гимназии.
Этот индикатор позволяет косвенно оценить влияние изменений в содержании и методах учебной работы, которые связаны с внедрением ИКТ в практику учебной работы, с реальным уровнем использования и востребованности новых информационных технологий в образовательном процессе.
В рамках проекта ИСО, информационно – коммуникационная компетентность (ИКТ – компетентность) учащихся определяется:
- способностью использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации,
- ее опознавания – определения, организации, обработки, оценки,
-
а также ее создания – продуцирования и передачи распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.
Программа создания информационного пространства ГБОУ гимназии №1597 на 2010– 2013 гг.
Развитие информационных технологий
Материал подготовлен заведующей кафедрой информатики и ИКТ Соловьевой Л.Л.
|
Главной целью теста "ИТ-готовность" является исследование уровня базовых навыков в области ИТ, среди различных категорий населения, особенно среди учащихся средних школ и университетов. Наша мотивация - узнать, дает ли школа и университет достаточно информации и возможностей для приобретения соответствующих навыков в области ИТ.
Для выполнения теста Вы должны:
-
Зарегистрироваться
-
Подтвердить регистрацию, ответив на письмо, присланное сайтом,
-
и авторизоваться на сайте
-
Заполнить Анкету (меню "Тест ИТ-готовность" - "Анкета и Тест").
-
Только после ее заполнения у Вас появится возможность пройти основной тест Пройти тест.
-
Важно!!! Тест вы можете пройти в ЛЮБОЙ момент, а не только сразу после заполнения Анкеты.
-
Если Вы уже заполняли анкету - еще раз зайдите в меню "Тест ИТ-готовность" - "Анкета и Тест"
Тест включает три логические части.
В первой части (профиль), мы просим указать основные демографические данные респондентов, такие как возраст, пол, школа / образование, адрес.
Во второй части (Анкета - самооценка), респондентам будут заданы 14 вопросов для того, чтобы они самостоятельно охарактеризовали свои ИТ-навыки. В частности, нас интересует, как часто и в каких целях они используют компьютеры, что привлекает их в сети Интернет, в социальных сетях и так далее.
Третья часть (основной тест) состоит из 24 вопросов, предполагающих выбор одного или нескольких возможных ответов. Часто вопрос содержит несколько правильных ответов. Каждый из 24 вопросов, которые мы использовали в тесте, имеет 4 возможных варианта, из которых только один случайным образом предлагается каждому конкретному респонденту. Все вопросы относятся к семи широким категориям, связанных с ИТ, а некоторые вопросы принадлежат нескольким категориям одновременно. Эти категории - основы ИТ, операционные системы и программное обеспечение, аппаратное обеспечение, офисное программное обеспечение, социальные сети, социальные, правовые аспекты и аспекты безопасности ИТ. - Чтобы облегчить доступ к образованию и профессиональному обучению в мировом масштабе, Cisco Systems разработала систему Сетевых академий Cisco для фундаментальной подготовки специалистов по теории и практике проектирования, строительства и эксплуатации локальных и глобальных сетей.
26 ноября отмечается Всемирный день информации
-
человеческое общество (социальная кибернетика),
-
экономика (экономическая кибернетика),
-
живой организм (биологическая кибернетика),
-
человеческий мозг и его функция — сознание (искусственный интеллект).
Информатика, сформировавшаяся как наука в середине прошлого века, отделилась от кибернетики и занимается исследованиями в области способов получения, хранения, передачи и обработки семантической информации.
Материал подготовили: Л.Л. Соловьева и Т.А. Еремина
Чтение и информационная грамотность
Говорить о роли чтения в жизни подрастающего поколения, все равно, что цитировать таблицу умножения.
Однако для прояснения нашей темы обратимся к функциям чтения. Разные авторы выделяют достаточно широкий круг этих функций.
«Функции чтения... полностью определяют литературу. Одна из важнейших - избавить от необходимости думать. То, что мы называем "рассеяться". Читать - не думать. Существует, однако, чтение, которое думать заставляет. От произведений, которые мы создаем, можно требовать лишь одного... чтобы они чему-либо нас научили» (Поль Валери ).
Некоторые американские исследователи выделяюттри главные цели чтения:
- приобретение литературного опыта,
- получение информации,
- подготовка задания.
- образовательную (получение опыта поколений путем самообразования;
- подготовка к урокам;
- формирование функциональной грамотности;
- формирование общеучебных навыков);
- информационную (получение информации; приобретение нового знания);
- развивающую (удовлетворение познавательных потребностей;
- стимулирование творческой активности);
- социализирующую (социализация личности путем восприятия опыта литературных героев);
- воспитательную/этическую (формирование нравственных ориентаций, формирование представление о добре и зле, о нормах поведения в обществе и пр.);
- эстетическую (получение эстетического удовольствия от книги как произведения искусства);
- терапевтическую/адаптационную (содействие восстановлению эмоционального равновесия, удовлетворение потребности в создании собственного внутреннего мира);
- развлекательную / гедонистическую
«Дайте мне перо и бумагу - и я сочиню вам учебник истории или священный текст, подобный Корану и Ведам. Я выдумаю короля Франции, космогонию, мораль, теологию. По каким признакам невежда или ребенок узнают, что я их обманываю?» Мы привели эту цитату П. Валери, чтобы продемонстрировать необходимость формирования навыков оценки информации. Если мы читаем для того, чтобы провести время, получить удовольствие, насладиться языком автора, почерпнуть, наконец, интересные идеи и получить пищу для размышлений, для нас не играет роли, что предлагает нам книга: правду или вымысел. В этом случае нам необходимо владеть навыками использования библиотечных и поисковых инструментов - для того, чтобы найти книги понравившихся нам авторов, чтобы прочитать мнения о них других людей или специалистов, чтобы найти материалы на аналогичную тему. То есть, для того, чтобы в полной мере реализовались эстетическая, развлекательная, гедонистическая функции чтения, достаточно владеть навыками использования библиотечных инструментов.
Однако если нам нужно провести исследование, получить сведения, найти факты, мы должны обладать определенным набором умений и навыков оценки точности, достоверности, релевантности информации. А значит, для эффективной реализации образовательной, информационной, социализирующей, развивающей функций чтения недостаточно формировать библиотечно-библиографическую грамотность учащихся.
Необходимо, чтобы они владели навыками критического мышления, навыками оценки информации, то есть, навыками и умениями информационно -поисково-аналитической деятельности.Можно выделить две главные причины, которые выводят на первый план формирование именно этих навыков и умений:
- изменение приоритетов чтения, потребность в информации, необходимой для учебной деятельности, а значит, достоверной;
- возрастание объемов некачественной, пристрастной информации.Вот почему так остро стоит вопрос о формировании информационной грамотности учащихся, которая представляет собой необходимый уровень знаний, умений, навыков, творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств личности при ее взаимоотношениях с информацией, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию на уровне, который требуется для включения личности в разнообразные виды деятельности и отношений.
Составными частями понятия являются:
- осознание информационной потребности (потребности в чтении);
- навыки поиска необходимой информации (ресурсов и источников чтения);
- умение оценивать ресурсы (библиотек, Интернета);умение оценить источник информации, которое включает осмысление прочитанного, анализ прочитанного, умение вычленить сущность, т.е. смысл прочитанного;умение включить полученное знание в собственную базу знаний (превращение общественного знания в личностное знание);навыки обмена полученной информацией/знанием (способность рассказать о прочитанном, порекомендовать товарищам).
http://bibnout.ru/?p=6273
Материал подготовили: Л.Л. Соловьева и Т.А.Еремина
Мультимедиа и электронные материалы как сопровождение
традиционных форм работы
За счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видео информации мультимедийные средства обладают большим учебным и воспитательным потенциалом. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц (Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании: разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов [Электронный ресурс]. М., 2006. URL:
http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt2.html). Использование мультимедиа материалов при проведении различного рода массовых мероприятий – литературно-музыкальных утренников, обзоров, устных журналов делает их ярче, помогает донести основные идеи, усиливает восприятие материала школьниками. К этому направлению можно отнести такие формы как: презентации для проведения массовых мероприятий; мультимедиа викторины; мультимедиа обзоры; демонстрации электронных ресурсов; обзоры электронных ресурсов. Наиболее часто используемой формой работы является создание мультимедийных презентаций для сопровождения мероприятий по приобщению к чтению. Вторым направлением является создание электронных и мультимедийных материалов, которые становятся частью ресурсов библиотеки и предлагаются школьникам в качестве вспомогательных пособий и материалов. Электронные ресурсы, которые библиотекарь может создавать в библиотеке, включают (но не ограничиваются): рекомендательные списки литературы, путеводители по фондам, тематические электронные обзоры литературы и ресурсов, аннотированные иллюстрированные картотеки, библиографические указатели литературы и т.п.