Библиотечное лидерство
Что это такое?
Наступившее столетие, порождая целую систему принципиально новых вызовов, заставляет его по-новому, творчески подходить к, казалось бы, привычным, чуть ли не веками устоявшимся вещам. При этом сами вещи и явления, окружающая среда в широком смысле, стремительно и непредсказуемо меняют свои привычные очертания. В этих новых, яростных, подчас хаотичных, и в то же время упорядоченных процессах и рождаются устои нового общества.
Культура, как в понимании «суперсистемы», охватывающей все сферы общественной жизни, так и понимании лишь его сектора является точкой, откуда эти изменения проистекают и где они концентрируются. Меняются, трансформируются и библиотеки.
В век Интернета, падения интереса к чтению, доступности любой информации на первый план выходит их роль как центров, площадок коммуникации между автором и читателем, между читателем и книгой, между читателем и читателем… этот ряд можно продолжать и дальше.
Посещение библиотеки перестало для многих россиян быть насущной необходимостью. Библиотеки конкурируют на рынке свободного времени с другими возможностями получения информации, проведения досуга и пр.
В этих условиях библиотеки должны стать, а где-то и уже становятся, центрами жизни местного сообщества, местом массовой коммуникации («культурным кафе», «центром непрерывного образования», «интеллектуально - досуговым центром» и пр.), продвигая через коммуникацию чтение, вовлекая в этот процесс спонтанно, легко и непринужденно, в игровых формах детей и подростков.
Особенно важно сознание этой новой роли на муниципальном и районном уровнях. «Вывернуть» наружу, включить библиотеки во внешнее пространство, включить эффективно, сделав их центрами, лидерами местной жизни - вот та задача, которая стоит перед нами. Но библиотеки – это не просто стены, книги, оборудование, организации. Это – прежде всего люди, которые в них работают. И от их воли, знаний, творчества зависит и выживание библиотеки, то, какими они будут и сохранятся ли вообще, и то, какое место займут в российском обществе завтрашнего дня.
В нынешнем вихре перемен библиотекарь может быть щепкой, подхваченной бурей глобальных перемен, а может стать творческим, креативным центром, новатором, генератором перемен, способным изменить в лучшую сторону, окружающую реальность и создавая прочный фундамент для устойчивости нашего совместного будущего, настоящим библиотечным лидером. Какое же содержание мы вкладываем в понятие «библиотечный лидер»? Мы разделяем точку зрения, что лидер – это прежде всего «…человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижении групповых целей. Быть лидером означает быть способным внести наибольший вклад в достижение общей цели, помочь другим поверить в ее достижимость и помочь им получить удовлетворение от достигнутого» .
Мы уверены что России для будущего развития жизненно важны обновленные библиотеки с современными, компетентными, амбициозными, уверенными в себе работниками. Для этого необходимо реализовать программу, базирующуюся на нескольких основных принципах:
выявляющую и культивирующую психологический и личностный потенциал библиотекаря как лидера местного сообщества;
дающую ему необходимый менеджерский прикладной инструментарий, теоретические и практические знания по продвижению и пропаганде чтения;
доставляющую образовательную услугу до места (конкретного региона или федерального округа), учитывающую специфику и потребности различных регионов России;
направленную на генерирование и осуществление партнерских и сетевых проектов, в том числе по продвижению чтения;
гибкую по структуре и содержанию;
идущую «в русле» самого передового международного опыта по продвижению чтения, осуществляемого в различных странах мира.
http://www.chaskor.ru/article/natsionalnyj_bibliotechnyj_resurs_vybor_stula_21965
Материал подготовлен: Л.Л. Соловьевой и Т.А.Ереминой
Американская библиотечная ассоциация (ALA) с удовлетворением восприняла высказывания президента США о роли библиотек в современном обществе.
В частности, Обама заявил, что библиотеки играют важную роль в американской экономике, поскольку 73% публичных библиотек являются единственным институтом местной общины, где возможен свободный доступ в Интернет, а в сельских районах эта цифра достигает 83%. Публичные библиотеки помогают посетителям :
- найти работу,
- составить резюме,
- обучают пользоваться новыми технологиями,
- организуют классы по развитию малого бизнеса и многое другое.
Обама подчеркнул, что закрытие библиотек в период финансового кризиса было бы большой ошибкой властей.
17 февраля президент США Обама подписал 787-миллиардный American Recovery and Reinvestment Act, который включает несколько постановлений по экономическому стимулированию деятельности библиотек. В частности, 7,2 миллиарда долларов будет выделено на расширение доступа к широкополосным сетям Интернета в удаленных районах страны. Из этой суммы 200 миллионов долларов (в форме грантов) предназначены для дополнительного оснащения публичных библиотек современными компьютерами и 90 миллионов долларов для подключения к цифровому телевидению.
Помимо этого 250 миллионов долларов будут переданы местным муниципалитетам для финансирования деятельности некоммерческих и общественных организаций, включая публичные библиотеки.
Все неспроста, ведь президент сам читает книги
По мнению многих американских аналитиков Барак Обама является самым большим любителем чтения среди всех 44 президентов США.
По словам самого Обамы литература оказала существенное влияние на формирование его политических взглядов. Он всегда охотно говорит о литературе, его часто можно увидеть с книгой в руке и он сам написал два широко известных в США бестселлера: «Dreams From My Father» и «Audacity of Hope». Аудио-версии обеих этих книг получили премию Грэмми. Среди любимых авторов Обама называет Эмерсона, Джефферсона, Линкольна, Твена, Мартина Лютера Кинга, Моррисона, Г. Грина, Солженицына, Стейнбека, Хемингуэйя, Р. Пенна, Волкотта, А. Смита, Ницше, Тиллиха и многих других.
Продолжение на http://www.library.ru/3/focus/ala.php
Материал подготовлен: Л.Л. Соловьевой и Т.А. Ереминой
Управление инновациями в библиотеке: четыре уровня поиска
Мы живем в мире, пронизанном новизной. Свобода, которая пришла в российские библиотеки на смену идеологическим догмам, подняла волну творческой инициативы всех работников. В библиотеках несколько лет назад началось поступательное движение, суть которого - обновление и содержания, и методов работы, и управления, что позволило сделать прорыв к новым технологиям, новому качеству библиотечного дела.
В нашу профессиональную жизнь, наряду с новыми технологиями вошло и прочно утвердилось в ней понятие "инновации". Латинское innovation означает введение новаций. Его русский аналог "нововведение".
По частоте употребления это понятие сегодня не знает себе равных - все говорят об инновациях, инноватике. Но вот единого определения этого понятия нет, теория инновационной деятельности разработана крайне слабо.
Так что же такое само понятие "инновация"?
Большой энциклопедический словарь определяет его как новообразование. На наш взгляд, инновация - это создание принципиально новых образцов библиотечной деятельности, выходящих за пределы нормы, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень. Практика убеждает: любая инновация выходит за пределы нормированной деятельности и всегда устремлена к прорыву.
Так что же, инновация - бег вперед без оглядки? Отнюдь нет. Библиотечному инноватору, если он не хочет погрузиться в бесплодные поиски, приходится постоянно оглядываться на прошлый опыт, соотносить свою деятельность с существующей практикой.
В сегодняшнем бурном инновационном процессе немало и лженоваций. Одна из насущнейших задач управления этим процессом - тщательное отслеживание, анализ, оценка нововведений. И первый советчик, эксперт, "домашний доктор" и "скорая помощь" библиотекарю в этом деле - методический отдел. Ему даны большие полномочия - определять, что истинно, а что ложно в практике библиотечной работы. К сожалению, к этой роли методиста никто не готовит, ему мало помогают, а ведь он становится одной из тех фигур, что стоят у истоков развития современного библиотечного дела.
Одна из главных управленческих задач - вооружить эту категорию библиотечных работников навыками научного анализа, способностью выполнять экспертные функции, помочь сориентироваться в океане идей. Высокая профессиональная культура и информированность - вот что в первую очередь должно войти в перечень профессиональных качеств методистов.
Они не нуждаются в повседневной опеке, директивах. Нынешние задачи управления совершенно иного, чем прежде, уровня: раскрывать работникам библиотек суть нового опыта и новых технологий (инновационных по своим целям, способам их достижения), создать условия для массового творчества для того, чтобы отдельные зоны прорыва перерастали в целостное инновационное пространство с новыми технологиями, средствами, типами библиотечной деятельности.
Присутствие в библиотеке отдельных нововведений, тем более библиотечное учреждение нового типа - инновационное побуждают принципиально по-новому строить управленческую деятельность. Конечно же, управлять инновационными процессами должен управленец - инноватор. Разрешить или запретить - об этом надо забыть: жизнь запретами не остановишь. Следовательно, управление инновациями носит диалоговый характер, а главной проблемой в нем становится не исполнительская дисциплина, а отношения. Сегодня источник власти не в должности, а в человеческой поддержке.
В инновационном коллективе людей вдохновляет на дело не приказ, а яркая человеческая индивидуальность, способная проявить инициативу, взять на себя ответственность, показать образцы деятельности. Это обстоятельство делает актуальной проблему лидерства. Через лидера реализуется управленческий механизм.
Если раньше говорили, руководитель должен дойти до каждого, то сегодня у нас говорят: дойти до нужного, а нужный дойдет до каждого.
Нужные люди - это и есть лидеры, занимающие ключевые позиции. Прежде всего у лидера есть видение проблемы и он умеет это объяснить людям четко и ясно, к тому же готов повторять одно и то же минимум двести раз. Только важно, чтобы лидеры пользовались признанием и авторитетом большинства, обладали притягательной силой, были настоящими профессионалами и хорошими людьми.
Первый уровень - методологический. Он определяется новыми подходами к построению отдельных видов библиотечной деятельности. В начале 90-х годов методология "школы вальдорфской педагогики" была положена в основу программы "Книга, библиотека, личность молодого читателя".
Вальдорфская педагогика очаровала многих педагогов, родителей и, конечно, библиотекарей удивительным сочетанием свободы и творчества. Она была ответом на ряд давно мучивших вопросов: как достичь того, чтобы молодежь любила книгу и библиотеку?
- Как руководство чтением сделать не назидательным, а общение не авторитарным?
-Как развивать с помощью книги творческие способности и профессиональные наклонности ребят?
-Как создавать и поддерживать в библиотеке духовно насыщенную, живую атмосферу?
Так оказалось, что идея гуманизации, реализованная в педагогику сотрудничества, является залогом успеха в работе с читателями. Привлекательная библиотека, домашняя атмосфера - идеал, к которому мы стремимся - помогает решать многие подростковые и семейные проблемы.
Второй уровень инновационной деятельности включает организационно-структурные преобразования. Причем преобразования ни в коем случае не должны вестись во имя реорганизаций. Их задача - решить сущностные, базисные проблемы совершенствования библиотечного процесса.
В библиотеках всегда была проблема соуправления. Органы соуправления, конечно, нужны, но они на наш взгляд должны состоять из наиболее активных людей, объединенных во временные творческие группы, выполняющие работу, которая улучшает жизнь читателей, сотрудников, библиотеки в целом.
Очень важны совещательные и представительные органы.
Настоящий инноватор должен быть личностью и иметь чуткую, отзывчивую душу.
К этому уровню инновационных преобразований можно отнести и создание разнообразных клубов по интересам, творческих объединений и консультационных центров. Отдельные инновационные коллективы добиваются статусного изменения своего учреждения, становятся информационным или молодежным центром, центром гуманитарной культуры и т.д.
Третий уровень инноваций охватывает глубинные содержательные процессы. Именно он и обеспечивает высокое качество библиотечной работы.
Этот содержательный уровень требует четкой стратегии, реализация ее демонстрирует развитость управленческого и профессионального кругозора руководителя.
Есть две идеи организации работы с юношеством. Одна - формирование личности, другая - развитие. Мы за то, чтобы наша библиотека шла по пути развития личности. И конечно же - обязательность чтения. Не за счет того, что педагоги или родители заставят, а за счет привлекательности чтения, открытого детям библиотекарем. Нарабатываем опыт развивающего чтения. Это важно, потому что те, кого мы теряем из процесса чтения, из библиотек, пополняют криминальные структуры.
Каждая из этих идей достойна внимания лишь в том случае, если соответствует концептуальному замыслу деятельности библиотеки, помогает создать условия для развития личности читателя и библиотекаря.
Наконец, четвертый уровень инновационной деятельности связан с поиском и реализацией новых библиотечных, информационных и управленческих технологий.
Информатизация в библиотеке рассматривается как важнейшее средство, способное поддержать социально-педагогическую идею коллектива в читательском, образовательном и личностном развитии юношества.
Для молодых читателей информационные технологии открывают доступ к информации, а значит знаниям, дают совершенно новые возможности для обретения профессиональных знаний и для творчества, приобщают к ценностям мировой культуры. В нашей библиотеке не уметь работать на компьютере считается неудобно. Это - как не уметь читать, писать и считать. Инновации происходят там, где и техника, и сотрудники, и методика, и отношение к труду профессиональны. Компьютеры помогают методистам следить за развитием инноваций в библиотеках . Только компьютеры должны быть хорошие. Иначе, даже самые замечательные специалисты немногое могут сделать на изношенной технике.
Психологическая служба, работающая на поддержку чтения, оказалась не менее необходимой и в инновационной деятельности. Ведь инновации - один из самых сложных видов библиотечного творчества. И здесь уместны советы, как снять ненужные преграды, препятствия на пути коллективного и индивидуального творческого поиска, как создать условия для распространения новых идей и подходов.
Самой обширной группой библиотечных работников оказались специалисты, которые на протяжении многих лет стремились обеспечить библиотечный стандарт. Эти люди - фундамент библиотечной системы. Свои формы и методы работы они отрабатывали годами, потому не следует ожидать от них, что если будет выдвинута идея нововведения, они опрометью бросятся ее внедрять. Их путь преобразований потребует достаточно много времени, они не будут бездумно экспериментировать. Но если они возьмутся за дело, то можно быть уверенным в качестве их работы. Продуктивность их деятельности высока.
В этих условиях библиотечные работники от "выученной беспомощности" переходят к осознанному выбору. Инновационная деятельность обретает характер повседневной практики.
http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea98/doc1/doc114.html
Материал подготовили: Л.Л. Соловьева, Т.А. Еремина.
исходя из «концепции развития библиотек
общеобразовательных учреждений РФ до 2015 года»
| Старое представление | Новое видение |
1. | Библиотека-хранилище книг | Библиотека- важная часть школьной программы
|
2. | Библиотекарь - изолированная личность | Библиотекарь -активный член школьного процесса |
3. | Обучение библиотечным навыкам | Обучение информационным навыкам в ходе самостоятельной работы |
4. | Библиотекари ищут информацию и передают школьникам | Школьники самостоятельно ищут и используют много источников |
5. | Установка на запоминание фактов | Установка на непрерывное самообразование |
6. | Использование только печатных изданий | Использование мультимедийных ресурсов |
В мире насчитывается невероятное количество библиотек. Одни представляют собой старинные замки с выдающейся историей. Другие – заброшенные здания. Третьи – необычные современные постройки
Посмотрите – это реально!
50 самых красивых библиотек мира -http://yesway.ru/50-samyx-krasivyx-bibliotek-mira.html
Что такое интернет в работе библиотекаря?
Интернет - средство массовой информации.
Интернет - информационная обучающая структура.
Интернет - грандиозный мировой справочник.
Интернет - массив для развлечений.
Интернет - доска объявлений.
Библиотекарь сегодня является проводником не только в мир книг, но и в загадочный до сих пор для многих мир Интернета. С каждым годом всё больше запросов пользователей библиотеки касается использования Интернета и информационных ресурсов, да и сами библиотекари большую часть поиска осуществляют через Интернет-ресурсы. Владея навыками поиска, в сети можно найти практически всё.
Однако для того, чтобы грамотно и быстро найти ответ, нужно быть не просто библиотекарем, но ещё и информационным специалистом, который в совершенстве владеет навыками и знаниями поиска информации в сети на уровне эксперта. Использование информационных технологий в работе библиотекаря даёт возможность по-новому взглянуть на все библиотечные процессы в целом, менять и совершенствовать библиотечно-информационную работу. При этом классические и привычные формы работы в библиотеке, с фондом и читателями, никто не отменял, поэтому необходимо сочетать в себе традиционные и инновационные формы работы
Если еще несколько лет назад понятие домашний компьютер для многих было не реально, то теперь количест