28 ноября - 105 лет со дня рождения
Нравственные заповеди Д.С. Лихачева Люби людей — и ближних, и дальних.
Твори добро, не видя в том заслуги.
Люби мир в себе, а не себя в мире.
Будь рыцарем и с женщиной, и в споре.
Пей из неиссякаемого источника культуры, но не захлебнись.
Твори по силам — дело не в масштабе.
Не уставай в труде и самосовершенствовании: творчески обогащая мир — изменяешь себя, нравственно совершенствуя себя — изменяешь мир.
Ни зависти, ни жадности, ни злобы ты в сердце никогда не допускай.
Не помни зла и злого пожалей.
Будь скромен — чванство низко и смешно.
Настраивай себя сам — достоинство твой камертон.
Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам.
Не казни себя за ошибку, а извлеки из нее урок.
Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение — путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
Над временем человек не властен, но будь хозяином своего времени.
Не отказывайся от временного, служи вечному, но не будь рабом ни того, ни другого.
Будь верующим — вера обогащает душу и укрепляет дух.
Будь памятлив — в прошедшем твой исток!
Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое.
Старайся всегда соблюдать чувство меры.
Не отчаивайся и не уставай в поисках смысла жизни — своего, а не взятого с чужого плеча.
Будь совестлив: вся мораль — в совести.
Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее!
Будь патриотом и не будь националистом.
Социальная педагогика С.А.Рачинского
К 170-летию со дня рождения 2(15) мая 1833 г.
Сегодня мало кому из педагогов известно имя Сергея Александровича Рачинского. А между тем, по отзывам современников, "Рачинский - это имя мирового значения".
Когда педагогическая мысль займется изучением его принципов, она, может быть, о нем первом скажет, что он был не педагог - переводчик западных идеалов на русскую почву, а творец самобытных русских идеалов просвещения" "Для нашей педагогики значение его ... неизмеримо велико ... Несомненно, придет время, когда имя его будет для нашего учительства такою же путеводною звездою, таким же лозунгом, каким служит для западно-европейских учителей имя Песталоцци и для всего мира педагогов имя славянина . Хочется надеяться, что предпринимаемое издание - один из немногих пока шагов по дороге, ведущей к такому положению вещей. Пора извлечь из забвения имя великого русского педагога Сергея Александровича Рачинского и сделать его замечательный опыт достоянием всего российского учительства и, прежде всего, конечно, православных педагогов.
Сергей Александрович Рачинский родился 2(15) мая 1833 года в селе Татеве Бельского уезда Смоленской губернии (ныне район Тверской области). До 11 лет Рачинский жил в Татеве, затем вся семья переехала в Юрьев (по тогдашнему - Дерпт, а теперь Тарту), тихий университетский городок, живший умственными интересами, а через четыре года - в Москву. В течение года Рачинский приготовляется к университетскому экзамену, в 1849 году поступает на медицинский факультет Московского университета, но так как его влекли к себе естественные науки, через год он переводится вольным слушателем на естественный факультет. В 1853 году, 20 лет от роду он уже был кандидатом естественных наук, а вскоре выдержал магистерский экзамен.
По окончании университета Сергей Александрович некоторое время служил в Архиве Министерства иностранных дел, а осенью 1856 года уехал за границу для подготовки к профессорской деятельности. Избрав своей специальностью ботанику, Сергей Александрович работал у Шахта в Берлине и у Шлейдена в Вене. Известный ученый-ботаник М.Я.Шлейден (1804-1881) столь высоко ценил своего ученика, что поместил его частное письмо об отношении искусства к природе, написанное по поводу одного натюрморта голландского мастера, в качестве предисловия к своему классическому труду "Die Pflanze".
С.А.Рачинский был на редкость общительный человек, обладавший талантом привлекать к себе людей. Где бы он ни жил - в Веймаре, Йене, Берлине, - он везде делался желанным членом лучшего интеллигентного общества этих городов. Его любили веселые немецкие студенты, охотно распевавшие песни, им сочиняемые. В Веймаре он был принят при Дворе, хранившем лучшие традиции эпохи Шиллера и Гете, близко сошелся с великим композитором и пианистом Ференцем Листом, писавшим музыку на его духовные стихи. Другой его друг - известный историк философии Куно Фишер, профессор Йенского университета - уговаривал его посвятить себя философии, к которой видел в нем особые способности. Живя в Германии, С.А.Рачинский перевел на немецкий язык одно из наиболее любимых им произведений русской литературы - "Семейную хронику" С. Т. Аксакова. Перевод этот напечатан в 1858 году в Лейпциге.
В 1858 году С.А.Рачинский вернулся в Москву, защитил магистерскую диссертацию "О движении высших растений" и получил кафедру физиологии растений в Московском университете. Так началось десятилетие пребывания С.А.Рачинского в Москве в качестве профессора Московского университета. В 1866 году, тридцати трех лет от роду, С.А.Рачинский защитил докторскую диссертацию "О некоторых химических превращениях растительных тканей" и сделался ординарным профессором Московского университета. Его деятельность в университете не ограничивалась научными занятиями и преподаванием. Постоянные заботы о благосостоянии как всего студенчества, так и отдельных студентов, о благосостоянии материальном и нравственном - вот что делало С.А.Рачинского популярным профессором. У Сергея Александровича было чрезвычайное умение распределять свое время, способность быстро переходить от одного занятия к другому, овладевать новым делом, будучи в каждом из них весьма продуктивным. Вставал он в шесть часов, утро посвящал кабинетным и лабораторным занятиям, затем шли лекции, обед, отдых. А вечер отдавал обществу.
"К этому именно времени относится его сближение с большим московским светом, - и интерес к этим связям он сохранил до последних дней. Особенно близок он был с Н.В.Сушковым, в доме которого блистала умом и просвещением его племянница Е.Ф.Тютчева. Знающие историю московского общества того времени помнят, что у Сушковых собирался лишь самый избранный круг, и что попасть в него значило получить своего рода диплом на выдающиеся достоинства, умственные, нравственные, вообще культурные.
Но и сам он, говоря старым языком, держал салон. В его квартирах, сперва на Малой Дмитровке у Страстного монастыря, а потом в одном из переулков близ Остоженки, собиралось многочисленное общество ученых, литераторов, художников.
Все это закончилось в 1868 году. После конфликта в университете С.А.Рачинский вышел в отставку. Несколько зим он прожил еще в Москве, ведя светскую жизнь, полную художественных и литературных интересов, но в 1872 году окончательно переселился в Татево.
В Татеве была сельская школа самого обыкновенного типа. Сергей Александрович зашел раз туда случайно, попал на урок арифметики, показавшийся ему необыкновенно скучным, попробовал сам дать урок, стараясь сделать его более интересным и жизненным, - и этим определилась вся его дальнейшая судьба.
В 1875 году им было построено прекрасное школьное здание ..., и сам он переселился в него, сделавшись сельским учителем." [. Этой деятельности он посвятил всю свою оставшуюся жизнь и ею обессмертил свое имя, вписав его в историю русской педагогики.
Наша работа посвящена социальной педагогике С.А.Рачинского, поэтому сперва следует сказать о социальной педагогике вообще - что это такое. Впервые это словосочетание употребил Фридрих Адольф Дистервег (1790-1866) в своей известной работе "Руководство к образованию немецких учителей", опубликованной в 1835 году. В 1890 году вышла книга Пауля Наторпа (1854-1924) "Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности". Педагогическая идея Наторпа проста и ценна:
Человек должен быть воспитан не для индивидуальной жизни, а для жизни с другими. Воспитание и образование в социальной педагогике П.Наторпа превращались в выработку взаимоотношений личности и общества на основе единства понимания жизненных ценностей и норм, рассматривались в широком социально-философском контексте.Читать далее
Открываем новую рубрику на нашем сайте - это слова благодарности Учителям, которые Вас учат или учили.
Рассказ второй
Начну рассказ о своем Учителе математики, благодаря которому мы всю жизнь любим этот предмет. В той или иной степени работа всех выпускников математических классов, где математику преподавала Надежда Степановна, связана с решением математических задач.
На сайте «Одноклассники» мои одноклассники выложили статью, посвященную юбилею нашего Учителя, и я невольно вспомнила, как прошел Год Учителя... Какая информация лилась с экранов телевизоров, со страниц средств массовой информации? Я поняла главное, что нас отличает от нынешних учеников (больших и маленьких, ведь журналистов и телеведущих тоже кто-то учил) – это чувство благодарности и БОЛЬШОЕ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ В СООТВЕТСТВИИ с теперешними стандартами «добывать знания самостоятельно и думать, высказываться, не боясь, что ты скажешь неправильно – тогда тебе предложат подумать еще».
Учитель информатики, заместитель директора по ИОП, Соловьева Л.Л.
(однофамилец Учителя)
Мильграм - наше все. И даже больше
Пока мы помним, мы живем. Я много раз писала о Мильграме, брала у него интервью, но с удовольствием вновь расскажу о нем и его жизни, люблю его - человека неординарного, великого в том, что он делал и делает. Хочу, чтобы новые поколения учителей делали с него свою жизнь. Виктория Молодцова
Леонид Исидорович Мильграм
Совсем скоро Леониду Исидоровичу Мильграму исполнится 90 лет. Возраст, однако. Кого-то годы пригибают, лишают остроты восприятия жизни, Мильграм всегда молод душой так, как будто все еще познает эту жизнь с энергией, присущей исключительно юным. Понятно, почему: он из того удивительного поколения, которое вместе со страной создавало историю нового времени - от революции до перестройки и далее. Сегодня уже не говорят о том, что страна должна воспитывать интеллигентов, и дело не только в том, что в наше прагматичное время не модно рассуждать о высоких материях и идеалах, а в том, что незаметно уходят из нашей жизни те идеалы, которые свойственны интеллигентным людям, мало тех, кто в состоянии их сохранять. А вот Мильграм - интеллигент сам и своих учеников старался сделать такими же, причем чаще всего своим примером. Может быть, поэтому они стали такими успешными во взрослой жизни и отдают себе отчет в том, кому этим успехом обязаны, кто дал им тот замечательный интеллектуальный фундамент, столь необходимый для жизненного старта. Мильграм считает, что именно школа должна воспитывать интеллигентов, которые будут обладать нравственными ценностями: порядочностью, независимостью суждений, умением поступиться собственным благом ради другого и для достижения общественных ценностей.
Леонид Исидорович, видимо, всегда понимал, как это важно, ведь сам он был обязан всем, что имел в жизни, своим родителям. Он родился в Москве, в том доме на Тверской, где жили видные деятели Коминтерна. Отец, Исидор Мильграм, приехавший в Россию после революции 1917 года, романтик и профессиональный разведчик, показал сыну, как можно отдать жизнь служению идее и как за это можно без вины пострадать. Исидора Вольфовича Дзержинский отправил в Германию вместе с Троцким, которому требовалось лечение, в 1937 году это стало поводом для ареста Мильгрма-старшего как шпиона и пособника Троцкого, а затем и расстрела в 1938 году. Тогда романтика в жизни Леонида Мильграма временно исчезла - ему пришлось заботиться о брате, выживать - учиться и работать. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не школьные товарищи, поддерживавшие его так, как могли. В их классе было тринадцать детей врагов народа, но никто их тем не попрекал, все окончили школу. Кстати, это во многом говорит о том, что это была за школа №119, ставшая ныне гимназией №1520, и какие были в ней учителя. История страны - плохая, хорошая, романтическая и будничная - его жизнь, поэтому, когда Леонид Мильграм выбирал себе занятие по душе, он, конечно же, поступил на исторический факультет МГУ.
Шел 1939 год, страна пела «Если завтра война», студентов призывали в армию, Мильграм как враг народа на это права не имел. Но «в борьбе обретем мы право свое», и Леонид успешно боролся за это право: написал Клименту Ворошилову, был зачислен в 40-й артиллерийский дивизион. В составе этого дивизиона он пройдет всю войну и закончит ее в Бреслау. Его офицеры-наставники оказались отличными педагогами, они дали ему образец отношений между старшими и младшими. Как признается Леонид Исидорович, потом всю жизнь он будет строить свои отношения с учениками, вспоминая то, как общались с ним те артиллеристы из Ленинграда и Одессы.
Во время войны судьба подарила Мильграму встречу, которая осветила всю его жизнь. В 1943 году в гостях у товарища он познакомился с дочерью итальянского сенатора-коммуниста, первого редактора газеты «Унита» Оттавио Пасторе - Миреллой. Леонид мог убедиться в двух вещах. Во-первых, в том, что мы часто не видим тех, кто рядом. Мирелла жила в том самом доме Коминтерна на Тверской и даже окончила ту же школу, что и Мильграм, но до этого они не были знакомы. Во-вторых, в том, что судьба к нему все же благоволила: его не наказали за то, что, будучи на фронте, переписывался с иностранкой, за то, что женился на иностранке: через год после их свадьбы вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, запрещающий браки между гражданами СССР и иностранцами. В нынешнем году Мирелла и Леонид отметят 65-летие совместной жизни. По этому поводу Мильграм шутит, что год у него шел за два, и это правда - столько лет длится его счастье.
Фронтовик с наградами на военной гимнастерке вернулся в студенческую аудиторию и стал подавать надежды: его работы по истории были интересными, учеба успешной, а жизнь - снова сложной: в пылу борьбы с космополитизмом партбюро истфака исключило его из партии, но фронтовики, составлявшие большинство факультетской партийной организации, это решение не утвердили. Однако распределение дипломированного специалиста Мильграма было довольно неожиданным. Оставив жену и сына в Москве, он отправился преподавать в Архангельск (так ему аукнулись смелые и критичные выступления на семинарах), выпускник МГУ стал там учителем в одной из школ. Он поначалу мечтал о карьере ученого, но вдруг почувствовал, что хочет и может учить. Это было открытие, изменившее всю его жизнь.
Отработав по распределению положенное количество лет, Леонид Исидорович возвращается в Москву, но найти работу даже в школе оказывается задачей непростой. И опять выручила родная школа. Тогдашний директор рискнул и взял на работу вольнодумца и сына врага народа. Именно в своей школе Мильграм становится настоящим учителем - ярким, творческим, интересным ученикам и коллегам. Его замечают и через несколько лет назначают заместителем директора, а позже и директором другой школы - №106. Позже эта школа получит другой номер и станет знаменитой московской школой №45.
Плохие директора плохи по-разному, хороших объединяет то, что они талантливы во всем. Свою школу Мильграм создавал так, как будто строил храм. Он буквально штучно отбирал педагогов - профессионалов и единомышленников, ярких, творческих людей (по образу и подобию своему), исповедуя, что для воспитания успешных учеников нужны успешные учителя. И они были успешными, его коллеги по 45-й писали учебники, книги, защищали кандидатские и докторские диссертации. Сегодня спорят, кем должен быть директор - менеджером или педагогом. То есть или-или, а вот Мильграм дал пример педагога-управленца, который сочетал в себе самые лучшие черты и того, и другого. На мой взгляд, самое главное, что было и есть в нем, - смелость. Он публично осудил ввод войск в Чехословакию (и это в светские времена), войну в Афганистане, ГКЧП, в его кабинете никогда не висели портреты генсеков и президентов, но был портрет Сахарова. Он не принимал в школу по звонкам и блату, отбирая учеников исключительно по способностям, дружил не с теми, кто богат и тем знаменит, а с теми, кто талантлив, не случайно дружеские отношения много лет связывали его с Зиновием Гердтом.
В его кабинете, где висели кнут и пряник - составные части старой системы воспитания, было и нечто совсем новенькое - «Памятка для руководителей, желающих побыстрее попасть в рай», а проще говоря, философия Мильграма-директора, заявленная публично. И хоть была в той памятке некая ирония, серьезность проступала в каждой строке.
Материал подготовлен Ереминой Т.А.
http://www.izvestia.ru/news/371782