Роль музея гимназии
В современном мире
соседствуют самые разнообразные тенденции, в основе которых лежит стремление
народов к сохранению своей самобытности. Культура
приобретает функции «социальной терапии общества» (В.В. Налимов). Во
всем мире происходят перемены. Меняя облик современного мира, они не обошли и
культуру, значимость которой трудно переоценить в формировании ценности
свободного общества. Культура это не только то, что нам досталось от прошлого
исторического наследия: музеи, библиотеки, архитектурные памятники, но и все
относящиеся к культуре события, участниками которых мы являемся. Механизмом
сбережения и передачи достижений культуры является музей, привлекательность
которого определяется тем, что он хранит и предъявляет человеку. Мир изменчив,
поэтому изменчиво сознание людей. Музей призван формировать целостность,
которую можно назвать картиной мира. Включение
музея в общеобразовательный процесс способствует формированию
психологической и нравственной
готовности человека не только жить в
стремительно изменяющемся мире, но и
быть субъектом происходящих в нем преобразований. Этим
самым музей способствует формированию творческой личности, которая включает его
в контекст собственной жизни. Именно в музейной среде сочетаются внешний,
отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и
внутренний личностный мир человека, который тесно связан с этнокультурными
традициями. Музейные памятники не только информируют нас о прошлом, они
событийны, позволяют учащимся через восприятие художественных образов
реконструировать и переживать ту или иную эпоху. Школьный
музей становится чем-то вроде учебника,
помогающего освоить школьные дисциплины, но и понять друг друга, а затем музей-
это помощник. Он представляет историческое культурное наследие, на основе
которого личностью строится широкая панорама картины мира. Музей
гимназии призван помогать в патриотическом воспитании гимназистов. Патриотическое
воспитание в нашей стране традиционно связывается с идеей гражданского национального воспитания. Идея национального
воспитания - это: -духовность
- направленность
личности каждого отдельного человека, -народность - отношение человека с обществом, с
народом и система общественных отношений, -державность
- суть патриотизма как
система отношений государства и
человека, общества и государства. По
мнению гимназистов, в качестве идеала патриотической личности для них могли бы
выступить, прежде всего, исторические личности, внесшие вклад в развитие
страны, герои военных действий, близкие люди или родители. Внутренний мир
человека сам по себе не формирует сознание чувства патриотизма. Формирование
происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами,
традициями. Музей
формирует знания об исторических фактах и явлениях, учит выявлять историческую
обусловленность разных версий и оценок событий прошлого и современности, а
также стимулирует умственную активность детей, их любознательность, творческую
деятельность. Для
этого музей гимназии может использовать разные формы организации: практикумы,
уроки, исторические журналы, уроки-рассуждения, уроки памяти, уроки Мужества,
круглые столы, работу экскурсоводов, проведение мини-экскурсий для младших
гимназистов, постоянное пополнение экспозиций музея. Одним
из направлений работы по патриотическому воспитанию можно использовать
посещение музеев других школ, города, памятных исторических мест города,
принять участие в смотре- конкурсе
школьных музеев, в конкурсе экскурсоводов. Патриотическое
воспитание формирует гражданское сознание школьников. Внутренний мир – основа
патриотизма. Его формирование происходит тогда, когда он соприкасается с
общественными ценностями. А у каждого образовательного учреждения свои
традиции. У нас это: Уроки Знаний, уроки Мужества, научно-практические
конференции, уроки Памяти, конкурс «Гимназист года». Гимназия ежегодно проводит акцию «Милосердие»
для коррекционной школы – интерната, расположенного в г. Петушки Владимирской
области, где живут и обучаются 69 детей в возрасте от 7 до 18 лет (26 девочек и
43 мальчика). Организует акцию для
Комплексного Центра Социального Обслуживания в микрорайоне Жулебино (директор –
Н.В.Алехина) и отделения по работе с детьми – инвалидами и детьми из социально
- незащищенных семей (заведующая отделением К.М. Мерванян ). Активное участие в
благотворительном проекте приняли: учитель географии Матейко Н.К., учитель истории Бородулина О.Н., учителя английского языка Полякова Е. И.,
Щербинина Н.М., Трушина Е.И. и Емельянова Т.Ю. Все,
что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня
мы воспитываем патриотов и уверены в становлении хорошего общества, сильной
страны. Знания об истории своей страны, своего города, своей семьи являются
важнейшим условием формирования
отношения к Родине. http://www.gym10.ru/images/museum/rol_museja.htm http://www.terepec48.ru/prog2.htm Материал подготовили: Л.Л. Соловьева и Т.А. Еремина |