Творческое
самопредставление призвано
выявить способности конкурсантов к рефлексии, образному мышлению, лаконичному
композиционному построению информации о воем педагогическом кредо, а также
умению педагога преподнести информацию о себе другим людям. Информация
должна представить достижения конкурсанта, раскрыть его личность как педагога и
человека, рассказать об идеалах и ценностях, отношении к детям и профессии,
авторских находках в моделировании образовательного процесса, его творческом
потенциале, планах и перспективах. Необходимо отразить ведущую идею
педагогического опыта (можно в кратко сформулированном тезисе), результаты
деятельности.
Самопредставление
может быть проиллюстрировано с целью конкретизации содержания информации, более
полного представления о личности конкурсанта, его профессиональных, творческих,
общественных интересах. Средствами иллюстрирования могут быть мультимедийная
презентация, фотографии, видеоматериалы и др.
Форма
подачи информации выбирается конкурсантом. Важным является оптимальное
сочетание формы и содержания. Самое главное - найти необычную для своего
представления форму. За основу можно взять собственную фамилию и попытаться
оригинально её обыграть; можно поразмышлять над своим именем и его значением;
оригинально использовать предметы, которые вас характеризуют; можно разыграть
сюжет с привлечением учеников, коллег, родственников (или сделать видеозапись).
Можно придумать необычное интервью с самим собой, диалог со своим «двойником»,
вспомнить необычную историю выбора профессии, помечтать, каким вы станете в будущем.
В процессе выступления могут применяться спецэффекты. Важно помнить, что вы
должны заинтересовать зрителей и членов жюри своей незаурядной личностью.
Важным составляющей при прохождении всех конкурсных мероприятий для
педагогов является умение владеть своей речью, правильно подготовить
выступление. Особо данное умение проявляется при самопредставлении конкурсанта.
Приведенные ниже рекомендации смогут помочь педагогам в подготовке к конкурсу.
I. В плане содержания выступления
следует:
— обратить внимание
на степень соответствия темы познавательным и эмоциональным запросам
слушателей, удачность и привлекательность ее формулировки;
— кратко
сформулировать центральный тезис речи (дан он в тексте или подтексте и
почему?);
— продумать целевую
установку речи (общую и конкретную, основную и дополнительную цели) и
успешность ее осуществления;
— наметить источники
изобретения содержания речи (воспоминания, размышления и фантазия выступающего;
специально организованные наблюдения и собственный опыт; консультации у
авторитетов; чтение и пользование аудиовизуальными средствами массовой
информации), адекватность их выбора и применения критериям необходимости и
достаточности;
— проследить за
доступностью для аудитории понятийно-терминологического аппарата речи,
полнотой и доходчивостью трактовки основных для выступления понятий
(использовались ли здесь, помимо классического логического определения, иные
приемы объяснения: описание; оценочная характеристика; справка о происхождении
слова; сопоставление с уже известными понятиями; ссылка на примеры; аналогия;
наглядное указание; включение в контекст и т. п.);
— обратить внимание
на соотношение абстрактной и конкретной информации, отметить, приводилось ли необходимое
и достаточное количество уместных и показательных примеров;
— определить, на
какие знания слушателей вы будете опираться, актуализировать эти знания;
— постараться
добиться насыщенности, логичности, ясности, оригинальности и проблемности
изложения.
Помните: речь должна расцветать и разворачиваться
лишь на основе полного знания ее предмета (Цицерон)
II. В плане композиции выступления следует:
·
структурно
четко построить речь;
·
наметить
план речи;
·
продуманно
избрать разновидность вступления с точки зрения постепенности подготовки к
восприятию, привлечения доверия, внимания и интереса слушателей;
·
обеспечить
связь между частями выступления;
·
подобрать
убедительную аргументацию: различные разновидности доводов, продумать порядок
их расположения;
·
продумать
заключительную часть речи, подводящую ясный итог изложенному.
Помните: всякая речь должна быть словно живое
существо, — у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и
конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому (Платон)
III. В плане речевого оформления
выступления следует
·
учесть
специфику устной формы речи, возможности использования контактных речевых
средств местоимений 1 и 2 л.
мн. ч. (мы, вы) и глаголов, которые
обозначают интеллектуальные действия (знаем,
понимаете); упрощения предложений; использование повторений и т. д.);
·
обеспечить
соответствие речи таким важным для успеха коммуникации качествам, как
правильность (соблюдение произносительных, словообразовательных,
морфологических и синтаксических норм), точность заимствованных слов, чистота
(отсутствие жаргонизмов, канцелярских штампов, белорусизмов), богатство
(разнообразие лексического запаса и грамматических конструкций), уместность;
·
обратить
внимание на речевую выразительность, используя для оживления речи разговорные
слова и выражения, тропы (сравнения, метафоры (в том числе олицетворения),
эпитеты, перифразы, гиперболы, иронию и др.) и фигуры (антитезы, умолчания,
бессоюзие, многосоюзие, риторические вопросы, вопросно-ответные структуры,
восклицания и др.).
Помните: лавры достаются тем, кто владеет словом
(Аристотель)
IV. Речь важно выучить и отрепетировать
(по себя, вслух), учитывая ее регламент.
В плане произнесения речи:
·
обратить
внимание на корректность своего поведения (по линиям «скромность — самоуверенность»,
«скованность — фамильярность»);
·
обеспечить
контакт с аудиторией, наблюдая за поведением слушателей, стараясь учесть их
отклик на свои слова;
·
обеспечить
соответствующее звуковое оформление речи: правильность организации дыхания,
благозвучность и устойчивость голоса, отчетливость дикции, разнообразие
интонирования (оправданный выбор громкости и высоты звучания речи, ее темпа,
соблюдение необходимых логических и психологических пауз и ударений);
·
обратить
внимание на естественность и гармоничность позы, мотивированность и
выразительность жестовых и мимических проявлений индивидуальности говорящего.
Помните: — Что самое важное в искусстве речи?
— Во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение и в-третьих,
произнесение. (Демосфен)
При подготовке к
конкурсным мероприятиям можно воспользоваться опорными схемами (Голубев В.Л. Риторика: ответы на экзаменационные
вопросы. Минск: ТетраСистемс, 2008г.).
При
проведении самопредставления допускается группа поддержки, однако важно
помнить, что оценивается выступление только самого конкурсанта.
При оценке самопредставления
участников конкурса учитываются следующие позиции:
1. Актуальность педагогической идеи:
направленность на решение педагогической проблемы; соответствие образовательным
тенденциям; обоснованность идеи.
2. Реализация идеи в педагогической
деятельности: реалистичность и реализуемость идеи; адекватность демонстрируемых
образцов педагогической деятельности педагогической идее; эффективность
образцов педагогической деятельности.
3. Форма презентации идеи: уместность (соответствие формы представления
событию); ораторское искусство (логичность, лаконичность, точность,
аргументированность, эмоциональность); сочетание словесных и наглядных форм
представления идеи.